Появление матрешки на Руси        Разновидности матрешек        Технология изготовления        Вернуться в зал

  Появление матрешки на Руси

Русская матрёшка, выточенная из древесины и ярко раскрашенная, покорила весь мир.
В конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. 
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена). 
В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет. 
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. 

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. 
Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”. 
Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву. 

  Разновидности матрешек

Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. В начале ХХ века учебно-показательная мастерская в Сергиевом Посаде стала выпускать расписанную гуашью и покрытую лаком деревянную матрёшку. Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в тулово. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. 
В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой тулова, а также они ярче раскрашены. Мастерицы придавали им образ бойкой нарядной девушки в цветастой шали и красивом переднике. Расписывали их анилиновыми красителями, которые, к сожалению, быстро выцветают. 

Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане, в промыслах города Калинина, Кирова, Наро-Фоминска и Бабёнок (Московская область), Краснокамска (Пермская область). Матрёшки Полхов-Майдана очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями. 
В деревеньке Крутец в росписях матрёшек проявляются бытовые чёрточки. Из цветов, покрывающих игрушку, выглядывает только строгое лицо, обрамлённое чёрными локонами. Эти локоны - подлинная деталь старинного местного женского наряда. Лица матрёшек рисуют лаконично, создавая обобщённый образ деревенской девушки. Каждая майданская мастерица-красильщица по-своему воплощает этот идеал красоты. Они с недавних пор дополнили контурный рисунок свободными мазками кистью. Обогатилась и палитра. Холодные и тёплые цвета смело соседствуют, создавая напряжённость гаммы. 
Своеобразна форма калининских матрёшек. Они более вытянуты, чем Сергиево-Посадские, в них не столь чётко выявлены переходы от нижней части фигурки к верхней. Калининской матрёшке придаёт своеобразие роспись, техника которой была тоже заимствована в Сергиевом Посаде. Однако благодаря небольшим размерам фигурок чёткие линии рисунка, нанесённые выжигательной иглой и углублённые в древесину, приобрели дополнительное декоративное звучание, обогатившее цветовую гамму росписи.

Современные кировские матрёшки выпускаются двух видов: расписные и дополнительно украшенные соломкой и традиционной формы, с выявлением очертаний головки, плечиков и с туловом конусовидного типа.

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.

В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, 
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
А в седьмой -
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
 

  Технология изготовления


Матрёшка - это полая кукла, состоящая из двух разъёмных частей, поэтому и вытачивают её в два приёма. Как любое токарное изделие, имеющее внутреннюю полость, её изготовляют из цилиндрической болванки. Пустотелые изделия вытачивают на токарных станках с чашечным, кулачковым или дисковым патроном. Для надёжного закрепления болванки на токарном станке её торец затёсывают на конус, если патрон чашечный, и в виде цилиндра, если - кулачковый. Болванки, обрабатываемые в чашечных и кулачковых патронах, должны иметь припуск на обработку по длине 40-50мм, по толщине и ширине 4-5 мм. Изделие, состоящее из двух частей, должны иметь дополнительный припуск по длине болванки. Её укрепляют на стенке, центруют и зачищают торец. Затем в соответствии с эскизом производят черновую обточку головки. Далее полукруглой стамеской делают в торце выемку и резцом-крючком нужного радиуса изгиба выбирают и зачищают внутреннюю полость. 

Острым концом косяка срезают головку. При вытачивании внутренних объёмов нужно следить, чтобы болванка была устойчиво укреплена. По торцу с внешней стороны вытачивают фальц, наружный диаметр которой должен быть на 0,5 мм меньше внутреннего диаметра головки. Фальц - это кромка, обработанная в виде входящего прямого угла с неравными сторонами. Кромку для лучшего надевания головки срезают под углом к выступу. Затем отмечают высоту нижней части матрёшки. Полукруглой стамеской вытачивают внутренний объём и крючком нужного радиуса изгиба зачищают его, а потом - донышко. На выточенную нижнюю часть надевают головку и обтачивают обе части начисто косяком, подгоняя их друг к другу. Далее формируют выступающее кольцо основания матрёшки. Зачищают поверхность шкуркой. Острым углом косяка обрезают торец, и матрёшка готова. 
В процессе точения матрёшек токарь периодически пользуется шаблонами, размечая болванки по длине и выверяя диаметр выточенных фигурок. Это особенно необходимо при изготовлении многоместных (многокукольных) матрёшек, точное соблюдение размеров которых обеспечивает свободное вхождение одной в другую.

НАВЕРХ