Древняя религия наших предков живет в повседневных обычаях

Компьютерные рисунки: Царакаева Ира, Новикова Настя  
1. Почему жених старается внести невесту через порог своего дома на руках? Почему нельзя здороваться через порог?

Порог — естественная граница избы — был для древнего человека нешуточной границей между мирами. «Своим» и «чужим», «хорошо обжитым» и «менее обжитым». Пересечение ее таило серьезные опасности. Существовали отдельные боги, ведавшие границами (границы территории, мирами, времени).

Подобное обращение с границей домашнего мира навряд ли понравилось бы Домовому.

2. Почему на свадьбе разбивают тарелку? 
Русская сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони, в какое бы это время не происходило: тем самым она призывала Огонь себе в союзники, заручались его поддержкой. Новобрачную молодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. Прежде перед новобрачными разбивали горшок, только что побывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков!»  
3. Почему вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?
Кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка — колыбель. Я специально наблюдал за дальнейшей судьбой кошек, которые первыми были впущены в новый дом. Погибших среди них не было. Более того, одна прожила фантастически долгую жизнь — около двадцати лет

 

4. Почему А.С. Пушкин выбрал названием острова, на котором происходили чудеса, и все люди жили счастливо, Буян?
Чудесный остров на седьмом небе славяне называли «герием», или «вирием». Некоторые ученые полагают. Что от него происходит теперешнее слово «рай», так прочно связанное в нашем понятии с христианством. А еще ирий называли островом Буяном, Этот остров известен нам по многочисленным сказкам и заговорам как своего рода «Генератор жизни», обитель добра, света и красоты. Эту народную традицию продолжил и А.С. Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане». Остров Буян в ней не случаен!

5. Откуда пошел обычай прыгать парами через огонь?
Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. Любой странник, совсем чужой человек, становился «своим», стоило ему обогреться у очага. Его защищали, как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв. Считалось, что если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, - стало быть, их любви суждена долгая жизнь.

 

6. Почему на празднике Масленицы принято жечь соломенное чучело?
Отзвуки сказаний о злой богине Моране  прослеживаются в былинах о Добрыне и «Маринке». Другие легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Соломенное чучело принадлежит несомненно Моране, Богине холода. Каждую зиму она ненадолго берет власть, но навек утвердиться ей не дано: вновь и вновь торжествуют Солнце, Жизнь и Весна.

7. Каково происхождение слова «чародейство»?
Существовал древнейший обряд вызывания дождя, когда женщины жрицы поднимали к Небу и выливали на Землю воду из больших «чар» сосудов. «Чародейство», таким образом, оказывается просто «действием с сосудом, полным воды».
8. Почему невеста обязательно должна быть одета в белое платье?
Белый цвет — цвет траура с древнейших времен. Это цвет Прошлого, цвет Памяти и Забвения на Руси. А другим «траурно свадебным» цветом был красный, «чермный», как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» - песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж. Белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода. Фата — это слово означало просто «платок», плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия — на брак ее считали «умершей», а жители Мира мертвых, как правило невидимы для живых.

9. Как вы объясните следующую фразу:
«На Федору не выноси из избы сору — В каждой избе есть «дедушка», «хозяин» домовой. Живет он, где сам захочет, - за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме — веник. В Федорий день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и «дедушку», не то он обидится и пакостить начнет.  
10. Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси.
Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в В илу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла — излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают и росу ими стряхивают и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог — и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу пред молодоженами и т.д.) Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых — чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

11. Не свисти в доме — денег не будет.
Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет. К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист — забава бездельника. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически то ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в I данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть — на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

 

12. Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя.
Все равно что вымывать, выметать его из дому. Поверье, суть которого в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно если, конечно, речь не идет о «следах» врага).  
13. Выпал кирпич из печи — добра не жди.
Это связано с отношением, к печи как к одному из самых главных символов дома ( не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа — это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

 

14. Хранить разбитую посуду — к несчастью.
Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется — к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе построение из-за разбитой чашки.

 

15. Не сиди на пороге - заболеешь.
О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости что также провоцирует заболевание.

 

16. При переезде в новый дом не оставляй мусора: по нему могут порчу навести.
Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это излишнее усердие, лучше употребить такое усердие на уборку — тогда и порчу не почему будет наводить.  
17. Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу.
Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям- оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).

 

18. Въехал в новый дом — потолок целый год белить не надо.
В течение года дом дает осадку„потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Победив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских)

 

19. Не сиди, девица, на подоконнике - замуж не выйдешь.
Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно, а во-вторых — испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице. Которая только и делает, что на улицу пялиться, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.

 

Наверх      Вернуться в зал