|
Древняя
религия наших предков живет в
повседневных обычаях
|
Компьютерные рисунки: Царакаева
Ира, Новикова Настя |
|
1. Почему жених
старается внести невесту через
порог своего дома на руках? Почему
нельзя здороваться через порог? |
Порог
— естественная граница избы — был
для древнего человека нешуточной
границей между мирами. «Своим» и «чужим»,
«хорошо обжитым» и «менее обжитым».
Пересечение ее таило серьезные
опасности. Существовали отдельные
боги, ведавшие границами (границы
территории, мирами, времени).
Подобное обращение с
границей домашнего мира навряд ли
понравилось бы Домовому. |
|
2. Почему на
свадьбе разбивают тарелку? |
Русская сваха, явившаяся
сватать невесту, непременно
протягивала руки к печи, грея ладони,
в какое бы это время не происходило:
тем самым она призывала Огонь себе в
союзники, заручались его поддержкой.
Новобрачную молодой муж
торжественно обводил трижды вокруг
очага. Прежде перед новобрачными
разбивали горшок, только что
побывавший в Огне: «Сколько
кусочков, столько бы и сыночков!» |
|
3. Почему вселяясь в
новый дом, первым в него впускают
кота? |
Кошка способна найти в
жилище самое здоровое, уютное место.
В дом входят после того, как кошка
уляжется на этом месте. Обычно там
ставят кровать для молодых, а после
рождения ребенка — колыбель. Я
специально наблюдал за дальнейшей
судьбой кошек, которые первыми были
впущены в новый дом. Погибших среди
них не было. Более того, одна прожила
фантастически долгую жизнь — около
двадцати лет |
|
4. Почему А.С. Пушкин
выбрал названием острова, на
котором происходили чудеса, и все
люди жили счастливо, Буян? |
Чудесный остров на седьмом
небе славяне называли «герием», или
«вирием». Некоторые ученые полагают.
Что от него происходит теперешнее
слово «рай», так прочно связанное в
нашем понятии с христианством. А еще
ирий называли островом Буяном, Этот
остров известен нам по
многочисленным сказкам и заговорам
как своего рода «Генератор жизни»,
обитель добра, света и красоты. Эту
народную традицию продолжил и А.С. Пушкин
в своей «Сказке о царе Салтане».
Остров Буян в ней не случаен! |
|
5. Откуда пошел
обычай прыгать парами через огонь? |
Третьим братом Солнца и
Молнии, третьим сыном Неба и Земли
для древних славян был Огонь. Любой
странник, совсем чужой человек,
становился «своим», стоило ему
обогреться у очага. Его защищали,
как родного. Нечистая сила не смела
приблизиться к Огню, зато Огонь был
способен очистить что-либо
оскверненное. Огонь был свидетелем
клятв. Считалось, что если парень и
девушка сумеют перелететь через
пламя, не расцепив рук, - стало быть,
их любви суждена долгая жизнь. |
|
6. Почему на
празднике Масленицы принято жечь
соломенное чучело? |
Отзвуки сказаний о злой
богине Моране прослеживаются в
былинах о Добрыне и «Маринке».
Другие легенды рассказывают, как
Морана со злыми приспешниками
каждое утро пытается подкараулить и
погубить Солнце, но всякий раз в
ужасе отступает перед его
лучезарной мощью и красотой.
Соломенное чучело принадлежит
несомненно Моране, Богине холода.
Каждую зиму она ненадолго берет
власть, но навек утвердиться ей не
дано: вновь и вновь торжествуют
Солнце, Жизнь и Весна. |
|
7. Каково
происхождение слова «чародейство»? |
Существовал
древнейший обряд вызывания дождя,
когда женщины жрицы поднимали к
Небу и выливали на Землю воду из
больших «чар» сосудов. «Чародейство»,
таким образом, оказывается просто «действием
с сосудом, полным воды». |
8. Почему невеста
обязательно должна быть одета в
белое платье? |
Белый цвет — цвет траура с
древнейших времен. Это цвет
Прошлого, цвет Памяти и Забвения на
Руси. А другим «траурно свадебным»
цветом был красный, «чермный», как
он еще назывался. Его издавна
включали в одеяние невест. Есть даже
народная песня: «Не шей ты мне,
матушка, красный сарафан» - песня
дочери, которая не хочет уходить из
родного дома к чужим людям — замуж.
Белое (или красно-белое) платье —
это «скорбное» платье девушки, «умершей»
для своего прежнего рода. Фата — это
слово означало просто «платок»,
плотный платок, которым наглухо
закрывали невесте лицо. Ведь с
момента согласия — на брак ее
считали «умершей», а жители Мира
мертвых, как правило невидимы для
живых. |
|
9. Как вы объясните
следующую фразу: |
«На Федору не выноси из избы
сору — В каждой избе есть «дедушка»,
«хозяин» домовой. Живет он, где сам
захочет, - за печкой, или в чулане,
или под порогом. Любимый его предмет
в доме — веник. В Федорий день
домовой из-под веника не выходит,
поэтому хозяйке надо быть
осторожной, чтобы с мусором не
выкинуть и «дедушку», не то он
обидится и пакостить начнет. |
|
10. Перебираясь в
новый дом, старый веник с собой неси. |
Это поверье, как и
предыдущее, связано с тем, что под
веником может жить домовой. Но,
кроме того, в народе сложилось
непростое отношение к венику в В илу
его мистической двоякости. С одной
стороны, веник и метла —
излюбленные орудия ведьм, которые
на них и летают и росу ими
стряхивают и порчу наводят, болезни
насылают (швырнули веник вослед или
подбросили его под порог — и готово!).
С другой стороны, поскольку с
помощью веника избавляются от грязи,
ему приписывают и возможность
избавлять от нечистой силы (метут им
дорогу пред молодоженами и т.д.) Если
веником выметали солому, на которой
обмывали покойника, такой веник
обязательно выбрасывают. Но старый
веник при переезде в новый дом
обязательно брали с собой: во-первых
— чтобы на выброшенный веник не
наступили и тем самым не причинили
хозяевам неприятностей. |
|
11. Не свисти в доме
— денег не будет. |
Нельзя свистеть в доме, а то
он опустеет. К свисту в народе
вообще отношение отрицательное.
Свист — забава бездельника. К тому
же, резко свистнув, можно напугать
ребенка, беременную женщину, так что
эта забава и опасна. А мистически то
ассоциируется со свистом ветра,
который может унести из дому деньги,
добро. Но ближе всего в I данном
случае бытовое пояснение: разве
может нравиться всем остальным
домочадцам, когда один из них
постоянно насвистывает? Вот и дают
они ему понять: будешь свистеть — на
всех несчастье накличешь, в том
числе и на самого себя. |
|
12. Мыть или
подметать пол сразу после отъезда
близкого или гостя. |
Все равно что вымывать,
выметать его из дому. Поверье, суть
которого в мистическом восприятии
человека и «следов от него». Человек
ушел, но атмосфера в доме, где он
пробыл какое-то время, еще осталась,
как остается и некий «духовный след»
от пищи на посуде, из которой только
что ели. Не надо уничтожать эти
мистические следы немедленно если,
конечно, речь не идет о «следах»
врага). |
|
13. Выпал кирпич из
печи — добра не жди. |
Это связано с отношением, к
печи как к одному из самых главных
символов дома ( не говоря уж о
бытовой опасности такого
повреждения). Печь в сознании народа
— это не только тепло и горячая еда,
но и место, через которое дом связан
с внешним миром (мы помним сюжеты о
ведьмах, вылетающих из печной трубы).
Раньше на печи еще и спали, поэтому
сновидения и образ печи тоже
совмещались. Выпавший кирпич
нарушает целостность печи как
границы между домом и открытым
миром. Через образовавшуюся дыру в
дом может попасть нечистая сила,
душа умершего, болезнь, насланная
порча и т.д. Некоторые поверья
связывают выпавший кирпич с
проникновением в дом мифического
огненного змия. Думается, в этом
сокрыт и бытовой смысл, поскольку
речь идет об увеличивающейся
возможности пожара. |
|
14. Хранить разбитую
посуду — к несчастью. |
Разбитая посуда
символизирует ущербность,
нецелостность (можно вспомнить
обычай бить посуду на свадьбе,
связанный с тем, что невеста
расстается с девственностью).
Следовательно, хранение разбитой
посуды в доме может привести к
разладу, несогласию. С бытовой же
точки зрения разбитая посуда
попросту опасна: можно пораниться. И
потому лучше не провоцировать
несчастье, склеивая черепки, а
избавиться от них. Не зря
сохранилось старинное поверье: «Посуда
бьется — к счастью». Все уж забыли,
что это имеет отношение к невесте, и
повторяют, просто чтобы не омрачать
себе построение из-за разбитой
чашки. |
|
15. Не сиди на пороге
- заболеешь. |
О мистической роли порога мы
уже не раз говорили. В бытовом же
смысле все ясно: сидя на пороге,
человек держит дверь открытой и
оказывается на сквозняке. К тому же
порог расположен близко к земле, к
сырости что также провоцирует
заболевание. |
|
16. При переезде в новый дом не
оставляй мусора: по нему могут порчу
навести. |
Очень дельный совет, скажем
мы, особенно если представим те
слова и мысли новых хозяев, которые
будут адресованы неряхам. А слово,
как известно, обладает и физической
силой. Порою предлагается старый
мусор в новый дом переносить, а уж
там выбрасывать. Думается, это
излишнее усердие, лучше употребить
такое усердие на уборку — тогда и
порчу не почему будет наводить. |
|
17. Чтобы уберечь
дом от колдунов и злых людей, надо
воткнуть в дверь булавку или иглу
острием наружу. |
Поверье связано с
отношением к острым предметам как к
мистической защите от
недоброжелателя. При этом не имеет
значения, видит он иглу или нет.
Главное, чтобы хозяева были
спокойны, зная, что злой взгляд
обезврежен. Мистическая сила
приписывалась и растениям- оберегам,
которые либо имеют колючки (чертополох),
либо способны вызывать жжение (крапива),
либо обладают резким запахом (мята),
острым вкусом (перец). |
|
18. Въехал в новый
дом — потолок целый год белить не
надо. |
В течение года дом дает
осадку„потолок деформируется и
побелка все равно будет испорчена.
Победив потолок, хозяйка все время
будет ходить с веником и подметать (как
это и происходит ныне во всех новых
домах, особенно городских) |
|
19. Не сиди, девица,
на подоконнике - замуж не выйдешь. |
Одна из запретительных
примет, которая должна
подействовать, если не действует
нормальное объяснение, что негоже
девушке сидеть на подоконнике. Во-первых,
это опасно, а во-вторых — испокон
веков девушка не должна была
выставлять себя напоказ. О сидящей
на подоконнике девице. Которая
только и делает, что на улицу
пялиться, пойдет слава, что у нее
только одно на уме: с парнями
знакомиться, жениха высматривать. |
|
Наверх
Вернуться в зал |
|
|
|