Художественная обработка бересты

Плетение из лозы, корня, рогоза

Художественная обработка соломки

Плетение

Изготовление изделий из пластовой бересты

Тиснение

Резьба

Роспись по бересте

Плетение из лозы

Плетение из корня

Плетение из рогоза

Скульптура из соломки

Плетение

                            

Вернуться в зал

 

Издревле люди занимались изготовлением незамысловатых вещей, которые как произведение искусства попросту не замечали, на них не обращали особого внимания. Но стоит к ним приглядеться, раскрывается своеобразная красота форм плетённых изделий, их особая пластичность, в которой соединяются свойства мягкой поверхности подобной ткани и качество твёрдого, с чётко выявленными членениями предмета. Поверхность таких вещей отличается разнообразием ритмов плетения и богатством фактур: шелковистой - из рогоза, блещущей золотым светом - из соломки, бархатистой - из бересты...

  Художественная обработка бересты

Береста, или берёсто, - верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Из берёсты, поэтому изготавливали различную хозяйственную утварь. Из пластов коры делали лёгкие лодки-берестянки, сооружали летние жилища – чумы; скальё – листы бересты – использовали при сооружении домов, на бересте писали письма. Неудивительно, что во время раскопок в Новгороде находки вещей из бересты были довольно многочисленными – до 4000 штук.

В народном быту широко применяли традиционные берестяные изделия: туески, или бураки, набирушки, лукошки, заплечники, или пестери, сумки, или зобенки.

Известно, что на лесной территории нашей страны – в бывших Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимировской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири – в Пермской, Тобольской губерниях существовали промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. Техника производства берестяной утвари несложна. Любой крестьянин по мере необходимости мог сделать нужные в хозяйстве предметы.

По праву первое место среди берестяных художественных промыслов занимает Шемогодский, названный так по имени речки Шемоксы неподалёку от Великого Устюга, по течению которой были расположены селения мастеров. Тонкий, лёгкий растительный резной орнамент украшает цилиндрические поверхности бурачков, крыши и стены шкатулок, коробок, ларцов. Оттененная золотистой или коричневой, чуть подкрашенной древесиной обрамления, розовато-белая матовая береста выглядит неведомым, необычным материалом, по сути, преображённым трудом мастера в драгоценность.

Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяется туеса, расписанные так называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.

Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.

Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.

Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.

Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненных, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.

Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.

Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведениям народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующие там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.

Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то  короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу, или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.

Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие, как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.

В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.

В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.

Плетение. В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1- 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становится эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Солоница - сосуд для когда-то дорогого и очень необходимого продукта. Недаром деревянные солоницы в виде баранчика или уточки любовно украшали резьбой и росписью. В крестьянском быту дорожные солоницы плели из бересты. благодаря двойному слою плетения достигалась почти полная герметичность, что предохраняло соль от воды. Солоницы - это чаще всего плоские или квадратные коробочки с узкой горловиной - иногда в виде птицы.

Птица. Походная солоница. Вятка, начало XX в.

Набирушка, лукошко с крышкой. Тиснение, роспись. Нижний Тагил, XIX в.

Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручём из бересты.

Бурак, или туесок, лёгкий, удобный, был неотъемлемой частью домашнего обихода крестьянина и жителя ремесленных посёлков. В жару в нём хорошо сохранялся прохладный квас. В бураках держали молоко и крупы, пряности и соли. Собирали в них грибы и ягоды. Не обходились без бурака и на рыбалке. Известны бурачки уплощённой овальной формы – в них удобнее, чем в обычных круглых туесках, хранить пойманную рыбу. В соответствии с потребностью бураки делали разного размера, объёмом от половины стакана до четырёх вёдерных. Когда везли продавать готовый товар, в большие бураки вставлял меньшие, составляя наподобие матрёшек комплекты. Самым распространённым был двух-трёх литровый бурак, высотой 20-28 см, диаметром 12-20 см.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись.

Тиснение.

Тиснение по бересте – один из древних видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. Подобно набойке на тканях тиснение узора на бересте позволяет достигать большого разнообразия композиционных решений. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком.

Туесок.

Чусовские бураки.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Тагильские чеканенные бураки известны на Урале. Их тиснение похоже на чусовское, только отдельные его элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка: ряды бусинок в дорожниках, звёздочки в розетках, ромбах. Иногда вместо розетки, в центр квадрата ставится цветок или куст с птицами.

Бураки с упрощённым рисунком тиснения делали там, где не было крупных производств берестяной утвари. В них схематически повторялась известная композиция с полоской по краю поля и крупной орнаментальной фигурой в центре. Известен другой рисунок тиснения, построенный на ином композиционном принципе, тогда по всему полю в определённом ритме разбросаны звёздочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки. Как будто бурачок обтянут куском ткани, с характерным для неё простеньким звёздчатым рисунком.

Резьба.

Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко наряду с другими способами её украшения - гравировкой и тиснением. Прорезные отверстия в виде полулунок, ромбов, овалов и кругов в сочетании с цветными и слюдяными подкладками характерны  и для якутской прорезной бересты. Небольшие слюдяные окошки эффектно выделяются на фоне мелкого, графически чёткого гравированного узора либо чёрной сетки из конского волоса, оплетающей пояски и прочие детали берестяного изделия.

Вырезанными из бересты геометризованными изображениями оленьих рогов, птиц украшали короба в Западной Сибири.

Туес. Порезная береста.

Наиболее виртуозной была прорезная, или просечная, береста на русском Севере. В окрестностях Великого Устюга, в Шемогодье издавна существовал крестьянский промысел по изготовлению берестяных изделий с прорезным орнаментом. Лёгкий геометрический рисунок решётки резали на меленьких туесках: он складывался в узорные полосы, крупные розетки и спирали.

Роспись по бересте.

Расписная береста - один из интересных и самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тепло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона. Форма и конструкция туеска определяли композицию росписи. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. Замочный шов, соединяющий края наружного слоя туеска, обрамляли рядами небольших растительных мотивов. На передней стороне туеска размещали цветок, букет, изображение птицы. НО они занимают не только видимую часть цилиндрической поверхности туеска, но и немного заходят за её пределы, разрастаясь в боковые стороны, как бы предлагая зрителю рассмотреть роспись со всех сторон.

Так же как и в росписи по дереву, применяется небольшое количество красок. Активную роль играет цвет фона, от которого зависит цветистость и яркость росписи. По закону цветового контраста на тёплых тонах холодные цвета кажутся ярче и наоборот.

Птица Сирин. Роспись туеса. Пермогорье, XIX в.

Роспись пермогорских туесков отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из копьевидных листьев, завитков, цветочков, среди которых изображаются разнообразные сцены крестьянской жизни - чаепитие, посиделки, прядение и ткачество, охота, я также фантастические птицы Сирины, львы, единороги. Подобная роспись украшает всевозможную крестьянскую утварь - прялки и ткацкие станки, лубяные лукошки, грабли; токарную, бондарную и резную посуду - ставцы, скопкари, солоницы, жбаны и др.

Роспись уфтюжского туеска.

Уфтюжские туески, необычные по пропорциям, вытянутые или приземистые, отличаются лёгкой гармоничной кистевой росписью, цветовая гамма которой определяется оранжево-красной окраской фона. Сказочный букет из распускающихся листьев и условных цветов-розеток украшает переднюю сторону туеска, а сзади, у замочного шва, параллельно ему расположены ряды листочков. Уфтюжские мастера любили изображать птиц-кутушек. В одном случае она стоит, выпятив грудку, распустив веером хвост, на другом туеске птичка как бы оглядывается. Немногочисленные мотивы известны во множестве вариантов цветового и композиционного решения.

Цветок, птица. Роспись бурачков. Верхняя Уфтюга.

Для грунтовки, окраски и росписи применяют клеевые краски из сухих порошков-пигментов. Можно работать водорастворимыми красителями , темперой и гуашью.

Букет. Роспись бурака. Нижний Тагил.

Роспись тагильского бурака.

Среди росписей уральских бураков выделяется одна разновидность, известная под названием "крестьянской", предназначенная её изготовителями, ремесленниками Нижнего Тагила, для сельских жителей.

На ярком цветном фоне, красном, зелёном или голубом, выделяется пышный букет из трёх крупных цветов. Они образуют группу в форме треугольника, которую расширяют до круга и делают зрительно более устойчивой написанные между ними мелкие цветочки со спиральными лепестками. У каждого цветка по два горизонтально расположенных листа. Букет столь велик, что заходит за пределы отведённого ему пространства, охватывая тулово бурака, и переходит на ограничивающее живописное поле горизонтальные пояски.

Наряду с такой живописно-объёмной росписью существовала роспись более графичная. Обычно в такой манере изображались на зелёном фоне ветки с чёрными стеблями и кудрявыми листьями, оранжевыми и голубыми цветами. Стебли и листья оживляли светлые мазки, выявляющие их форму.

 

  Плетение из лозы, корня, рогоза

Плетение - один из очень интересных видов народного искусства, который таит большие возможности. Для плетения берут различные материалы - сосновый и еловый корень, прутья лозы разных сортов, лыко бересту, ржаную соломку и рогоз, известные как чакан, или камыш.

Плетение из лозы.

Лозу издавна используют на изготовление различных хозяйственных поделок; верши для ловли рыбы, корзинки для грибов и ягод, столы и диваны, женские сумки - вот далеко не полный перечень вещей, которые можно делать из лозы. Существуют много мест, где испокон веков занимались лозоплетением, - под Москвой, под Звенигородом, на Брянщине, на Рязанщине, в Татарии.

Изделия из лозы

Плетение из корня.

В наше время мало кто знает, что такое плетение из корня, ещё меньше людей, профессионально владеющих художественной обработкой этого материала. Корень хвойных пород деревьев, прочный, красивый, раньше чрезвычайно широко использовали в изготовлении различной домашней утвари. Однако большая трудоёмкость, сложность заготовки сырья, а главное, изменение быта сельского населения и уход из него ставших не нужными современному человеку предметов, например корзинок-чаруш для выпечки хлеба, резко уменьшили потребность в плетённых из корня вещах.

Чаруши, корзинки для теста. Сосновый корень.

Корень хвойных деревьев - сосны, ели, пихты - применяются в плетении с глубокой древности. Плетение из корня изделия - прочные и красивые корзины, короба, солонички - встречаются на обширной территории у разных народов нашей страны. Ещё не так давно из корня плели особой формы корзины - полусферические, с одной ручкой, как бы замыкающей эту сферу, или широкие, овальные, с двумя отверстиями-ручками на острых концах.

Круглые, как горшки, большие сосуды с крышками использовали для хранения круп и муки. В овальных  корзинах - ларцах держали утварь и принадлежности для рукоделия. Не высокие овальные корзиночки с ажурными  бортиками украшали празднично убранный стол.

Плетение из корня гораздо более трудоёмкое, но оно имеет преимущества по сравнению с плетением из других материалов, заключающиеся не только в прочностью, но и в красоте материала, а также в особой фактуре плетения.

Плетение из рогоза.

Искусством плетения из рогоза показывает, насколько интересны и разнообразны особенности этого широко известного на юге нашей республики природные материалы, когда он оживляется рукой народного мастера и превращается в нужные человеку предметы. Эти предметы не только удовлетворяют какую-нибудь определённую потребность, они радуют глаз чёткостью ритмов плетения, умелом подбором цвета, богатством фактур.

Изготовление плетёных изделий из рогоза является одним из традиционных ремёсел, характерных для многих южных районов нашей страны. Плетение из рогоза в прошлом было распространено у белоусов, казахов, калмыков, русских и украинцев.

Корзина для фруктов. Рогоз белый и окрашенный.

Рогоз и сейчас используют для изготовления грубых циновок, обуви, корзинок, но больше - для промышленной переработке в изготовлении бумаги, картона и фетра.

  Художественная обработка соломки

 

Макет церкви из соломки.

Соломка - это трубчатая часть стебля злакового растения. Из неё изготавливали различную хозяйственную утварь, делали украшения для сельских и семейных праздников, художественные изделия.

Её, как правило, как правило, сочетали с другими материалами - лыком, лозой, корнем, берестой. Из соломы делали крыши домов и хозяйственных пристроек.

Из соломы плели всевозможных размеров ёмкости для хранения зерна, корзины, делали чаруши - формы в виде мисок для выпечки хлеба. Иногда в крестьянских избах в красном углу можно было встретить подвесные украшения, необычные лёгкие объёмные конструкции из трубочек, золотистый цвет которых дополнялся яркими тонами лент и ягод.

Соломка - очень интересный материал, раскрывающий большие возможности каждому, кто захочет с ней работать.

Золотая рыбка. Соломка.

Скульптура из соломки.

Для изготовления соломенной скульптуры применяют верхнюю, более тонкую и длинную часть стебля ржаной соломки. В тех случаях, когда делают крупные скульптурные изображения, используют стебель целиком.

 

Золотой петушок. Соломка.

Плетение из соломки.

Из плетёной соломки можно изготовить много красивых и необходимых вещей, отличающихся завидной долговечностью: шкатулки и подставки для горячего, короба и блюда, декоративные панно и милые безделушки - сувениры.

Горшок. Спиральное плетение.

НАВЕРХ