Троицкий монастырь     Зарождение игрушечного промысла    Богородские игрушки    

Искусство росписи по дереву    Глиняные игрушки    Роспись ангобами     Вернуться в зал 

 

Деревянная игрушка существовала почти повсеместно в нашей лесной полосе, центром же ее производства надо считать Московскую губ. со старинным очагом деревянной кустарной игрушки - Сергиевым посадом.

Троицкий монастырь

Крупнейший феодал, Троицкий монастырь, вокруг которого расположился посад, еще с XIV века начинает играть роль - и порой довольно значительную - в общественной и политической жизни страны. Одно время монастырь доводится до состояния первоклассной крепости, охраняющей подходы к столице. Такое положение не могло не содействовать материальному благосостоянию монастыря, уже в XV веке владевшего рядом угодий, рыбных промыслов, вотчин и пр. Вокруг монастыря стали объединяться, как обычно это бывало во всех феодальных странах, различные ремесленники. Монастырь довольно быстро развернул торговые операции не только с внутренним, но и с внешним рынками. Ремесла, процветавшие и стенах монастыря и его посаде, были довольно различны. В середине XV века в монастыре был инок Амвросий, оставивший дошедшие до нас образцы тончайшей ювелирной работы в сочетании с изумительной резьбой по дереву. 

 

Складень его работы и ряд работ. приписываемых ему и его школе, хранящиеся в Загорском краеведческом музее, свидетельствуют о высоком мастерстве тогдашних резчиков, в частности резчиков Троице-Сергиева монастыря.

Помимо таких высокоодаренных художников-резчиков, каким был инок Амвросий, при монастыре существовал целый штат иконописце", травщиков, резчиков, токарей, и даже был свой „токаренный двор".

 В записях подарков, подносимых в разных случаях царям, царицам и патриархам, ми встречаем ряд перечислений монастырских деревянных изделии братин, ковшей, ложек, которые в хозяйственном обиходе дворца именовались „троицкими".

 

Зарождение игрушечного промысла

С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

 

Другое предание повествует нам о каком-то глухонемом мещанине „Татыге", который лет полтораста тому назад вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу Ерофееву, торговавшему около монастыря лаптями, рукавицами, кушаками и т. п. Ерофеев, купив куклу за семь гривен ассигнациями, продал ее за более высокую цену.  Очевидно, „Татыга" не замедлил получить ряд заказов на подобные куклы, так как в скором времени он, не будучи в силах один справиться с работой, стал набирать себе учеников из посадских детей. Принимая предание как подлинное событие, некоторые авторы работ об игрушке склонны отнести к этому моменту зарождение Сергиевского игрушечного промысла.

 

Богородские игрушки

Самым значительным местом производства деревянной игрушки была деревня Богородская, Владимирской губернии.

Подобно тому, как сергиевцы рассказывают историю о „Татыге", богородцы говорят, что жившая здесь когда-то баба вырезала из дерева для своих детей деревянную куклу „ауку". Муж ее продал куклу торговцу в Сергиев посад, и отсюда якобы начались богородский и Сергиевский игрушечный промыслы. Деревня Богородская расположена от Сергиева посада всего в 22 километрах, и влияние посадского промысла здесь вне сомнения.

 Кустари дер. Богородской славятся своими деревянными резными игрушками, которые они не раскрашивают, а лишь тщательно отделывают, зачищая их стеклянной бумагой. Среди художников-резчиков дер. Богородской необходимо отметить А. Я. Чушкина, прекрасные работы которого дали ему ряд наград на художественных выставках в России и за границей.

 

В 1913 году Андрей Чушкин со своими единомышленниками организовали "кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской". В состав артели вошло 19 "отцов-основателей" - наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название "Богородский резчик". Известному французскому скульптору Огюсту Родену когда-то подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы". Он хранил ее у себя и однажды во время визита к нему группы русских художников модернистов вытащил ее и поинтересовался: "Многие у вас смогут выточить такую игрушку?"

Искусство росписи по дереву

Роспись по дереву относится к наиболее ярким проявлением народного творчества. Широко известны центры русской народной живописи Севера и Поволжья, всемирную славу приобрели золотые травы хохломской росписи, сюжетная роспись Городца, завоевала признание любителей народного искусства полхово-майданская роспись, а также росписи мастеров Пинеги, Уфтюги, Архангельска, большим своеобразием отличаются росписи коми и тувинцев, декоративная роспись народов Дагестана. 

 

Красочной росписью народные мастера украшали крестьянские дома, домашнюю утварь из дерева, бересты и металла. Сложились своеобразные школы народной росписи в Заонежье, Архангельской и Костромской областях, на Урале, Алтае. Травщики и живописцы-декораторы, жившие в городах Древней Руси, занимались росписью домов и мебели, которую изготавливали местные столяры и резчики. 

 

Характерный пример работы провинциальных живописцев - шкаф из Соликамска. Высокий, громоздкий, он производит впечатление массивного сооружения, сродни изразцовой печи. В отличие от изящных столичных изделии в нем угадываются простые формы народной мебели. Лишь углы его срезаны, а верх завершается мощными волютами, украшенными резьбой. На створки дверок нанесен графический растительный орнамент, которым украшали обычно на Севере рамы киотов. Написанный золотом и киноварью, он хорошо дополняет рисунок резных побегов. Живописная цветочная роспись заполняет боковые стенки и всю нижнюю часть шкафа, в том числе дверцы с филенками сложного рисунка. На всех свободных от резьбы плоскостях расположены легкие ветки с темными листьями и хорошо прорисованными розами, тюльпанами, лилиями. 

Глиняные игрушки

Для того чтобы изготовить побольше и побыстрее партию игрушек, народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска. В промыслах, специализировавшихся на игрушке, появлялись и более сложные формы, обогащенные разнообразными деталями, которые лепились отдельно и затем приклеивались к корпусу. Это могли быть голова человечка - шарик, его руки - тонкие колбаски, шляпа, оборки, оперение птицы, седло коня. Для создания пустотелой детали, например колоколовидной юбки, главный жгут надевают на палец, постепенно утончая стенки колокола и расширяя их книзу.

 

Каждый игрушечник должен знать способы исполнения игрушки, которые являются более или менее общими для тех, кто имеет дело с глиной Заготовкой обычно является цилиндрик, жгут, который в нужном месте вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. 

Почти все глиняные игрушки являются еще и свистульками. Действительно, трудно найти более подходящий материал, чем глина, из которой можно вылепить пустотелую игрушку с крепкими и звонкими после обжига стенками. В основе формы свистульки - вытянутый с одной стороны и замкнутый с другой цилиндр, конус или овал. В некоторых промыслах свистульку скатывали из тонкого пласта глины, сохраняя внутри пустоту, или надевали на палец глиняный жгут, реже - вытягивали на гончарном круге, как посудные изделия. Затем сужали и оттягивали кончик - свисток. Необходимые для извлечения звука два круглых боковых отверстия (в боках птицы, коня, барана) и прямоугольное отверстие внизу свистка прорезаются, когда глина слегка подсохнет и стенки становятся достаточно крепкими, чтобы не деформироваться под резцом.

 Тогда же на конце свистульки (хвост игрушечного животного) прочищается отверстие, в которое дуют для свиста. Затвердевшая глина может при прорезании отверстий потрескаться, и игрушка будет испорчена.
 Сырая, но уже подвяленная глина благоприятней всего для обработки игрушки острой палочкой или щепочкой, которыми намечают черты лица человечка, морду зверя, проделывая то глубокие борозды, то круглые углубления глаз, ноздрей, прорезывая щелью рот, намечая процарапкой перья птицы, шкуру зверя, цепочкой мелких дырочек - ожерелье барыни и т.д. Иногда используют рельефные штампики, изготовленные из глины и обожженные; на поверхности игрушки ими оттискивают заглубленный узор.

Существует еще один способ художественного оформления игрушки, также предшествующий обжигу: ангобная роспись. Ангоб - это жидко разведенная водой глина. Обычно игрушку расписывают ангобом другого цвета, чем цвет глины, из которой вылеплено изделие, иначе роспись не будет видна на ее фоне. Ангоб наносится на сырую поверхность, частично впитывается в нее, а затем закрепляется обжигом. В русской игрушке ангобную роспись применяли в XVI- XVII вв., позднее этот способ распространения не получил. Наиболее красиво такая роспись выглядит под прозрачной глазурью, но тогда игрушка должна обжигаться двукратно: первый раз - с ангобом, а затем - с глазурным покрытием.

 

Роспись ангобами

 Существует еще один способ художественного оформления игрушки, также предшествующий обжигу: ангобная роспись. Ангоб - это жидко разведенная водой глина. Обычно игрушку расписывают ангобом другого цвета, чем цвет глины, из которой вылеплено изделие, иначе роспись не будет видна на ее фоне. Ангоб наносится на сырую поверхность, частично впитывается в нее, а затем закрепляется обжигом. В русской игрушке ангобную роспись применяли в XVI- XVII вв., позднее этот способ распространения не получил. Наиболее красиво такая роспись выглядит под прозрачной глазурью, но тогда игрушка должна обжигаться двукратно: первый раз - с ангобом, а затем - с глазурным покрытием.
 

Для народных мастеров любой отрасли искусства гораздо характернее бережное отношение к материалу, который они знают идеально, и стремление к выявлению, показу его природных качеств. В глине это не только широкое использование ее пластичности в лепке, гравировке, штамповке, но и показ ее фактуры и натуральной расцветки. Даже в тех случаях, когда игрушка являлась спутником посуды, в ее исполнении обязательно ощущалось творческое начало: совершенное знание материала, врожденный вкус, верное ощущение пластики и цвета способствовали тому, что гончар каждый раз простейшими приемами создавал маленькое оригинальное художественное произведение. Можно предполагать, что отношение к игрушке как к безделке, детской забаве способствовало в какой-то мере тому, что мастера творили ее, смело воплощая в игрушке свою фантазию, давая волю своим остроумию, наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Над мастером в этом случае не тяготели строгие требования заказчика, установленные для выделки посуды правила, потребитель игрушки был самый неприхотливый.

НАВЕРХ