Народная керамика         Техника производства керамики         Немного из истории         

Как создаются гжельские изделия         Гжельские изделия         Вернуться в зал

 Ученые пытаются объединить эти подходы, так как в них содержится единая цель - изучение иконописи.

Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив - очень мало.

  Народная керамика

Керамика (от греч. «керамикос» - глина) – гончарное искусство, искусство изготовления различных предметов из обожжённой глины.

Это древний, широко распространённый вид народного ремесла. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по своим формам и декору миски, кувшины, блюда, горшки, фляги и другие предметы, имевшие применение в быту.

Их практические свойства были неразрывно связаны с декоративными - формой, цветом, лепными или орнаментальными (плоскостными) дополнениями. Это зачастую превращало обыденные изделия в подлинные предметы искусства.

В общее понятие керамики входят: майолика, терракота, фаянс.

Они отличаются друг от друга составом глин и имеют, в соответствии с этим, свои, особые приёмы художественного оформления.

Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями - эмалями.

Терракота - это изделия из обожжённой глины, не покрытые глазурями.

Фарфор отличается от гончарных изделий составом массы, в которую входит белая глина -каолин высокой температуры плавления, пегматит или полевой шпат. Они придают фарфору белизну, тонкостенность или тонкость черепка, прозрачность.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

  Техника производства керамики

Основным видом сырья для производства керамических изделий является глина. Это обусловлено тем, что ее важнейшее свойство - пластичность и огнеупорность. Пластичностью называют способность глин принимать любую форму и сохранять ее после обжига. Глины делятся на: пластичные, среднепластичные, непластичные. Способность глин сохранять форму и не подвергаться деформации при высокой температуре называется огнеупорностью. Глины делятся на огнеупорные (температура деформации выше 1580 градусов) и легкоплавкие (температура не превышает 1300 градусов).

Для получения качественных изделий в состав массы кроме глины вводят дополнительные компоненты: кварцевый песок, нефелинсиенит, перлит, полевой шпат, которые регулируют пластичность керамической массы, повышают огнеупорность, влияют на её спекаемость, то есть плотность черепка.

В производстве художественной керамики применяются два способа изготовления изделий: формовка и литье в гипсовые формы.

Формовка изделий производится из тестообразной керамической массы вручную - свободным вытягиванием на гончарном станке или механизированным способом - с помощью шаблонов на специальных станках различной конструкции.

При литье в гипсовые формы используется жидкая керамическая масса, называемая шликером.

После этого изделие подвяливают, т.е. сушат в естественных условиях до приобретения ими достаточной прочности, чтобы подвергнуть следующей операции - оправке: мягкой влажной губкой на изделии затирают швы и к нему приклеиваются приставные детали - ручки, носики. Затем осуществляется сушка в специальных нагревательных камерах - сушилках.

Следующий процесс - обжиг. После обжига изделие приобретает прочность, твердость. Обжиг осуществляется дважды: первый - утильный, второй - политой.

Утильный обжиг производится при температуре 850-950 градусов для майолики и фарфора и при 1200 градусов для фаянса. Он сводится к закреплению форм изделия. После утильного обжига производится декорирование полуфабриката и покрытие его глазурями. Затем осуществляется политой обжиг при температуре 980 - 1050 градусов для майолики, при 1200 градусов для фаянса, 1300 - 1400 градусов для фарфора с целью закрепления глазури.

Глазурью называют тонкую стекловидную пленку, покрывающую поверхность керамического изделия. Глазурь придает изделию водонепроницаемость и, кроме того, служит средством декоративного оформления вещи.

В производстве используются подглазурные краски.

Подглазурными красками расписываются изделия сразу по утильному черепку, а затем их покрывают бесцветной глазурью. Преимущество подглазурной росписи в её прочности, потому что краски во время политого обжига, сплавляются с глазурью, образуют тонкую пленку, предохраняющую их от стирания. Она отличается мягкостью и глубиной тонов, сдержанной цветовой гаммой. Но у подглазурной небогатая палитра, так как большинство красок выгорает при температуре свыше 1000 градусов. Самой распространенной подглазурной краской является кобальт, дающий после обжига синий цвет различных оттенков.

После этого подглазурные краски закрепляют дополнительным обжигом при температуре 800 - 850 градусов.

  Немного из истории

В Гжели, Речицах, Турыгине и других сёлах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти всё население деревень. Уже в веке гжельские мастера славились гончарными изделиями, а глины, которые они употребляли, - высокими качествами.

В середине века гжельские мастера начали выпускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины украшали нарядной росписью зелёных, жёлтых, чёрно-фиолетовых тонов. Изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены. Расплываясь в массе сырой эмали, контуры рисунка были мягкими, что придавало росписи особую прелесть. Подобная роспись наносилась быстро, требовала от мастера умения найти место и размер изображения на поверхности сосуда. Сосуды украшались также скульптурой: условно переданные человеческие фигурки, птицы, животные. Скульптура выполнялась отдельно. Изделия имели причудливые формы: кувшины с туловом в виде бублика, сосуды с двумя носиками.

Большая, исключительная по своей ценности коллекция гжельской майолики века имеется в Историческом музее в Москве.

Впоследствии, когда русским учёным Д.И. Виноградовым в середине века был открыт секрет состава фарфоровой массы, гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора.

Изделия из нового материала потребовали новых форм и новых приёмов художественного оформления. Фарфор, имеющий тонкий, белоснежный черепок, позволял создавать разнообразные формы изделий, скульптуры, обильно украшенные многоцветной росписью. На белом фоне фарфора особенно чётко, контрастно смотрелась яркая роспись. Белый цвет фарфора обогащал облик вещи, составлял специфическую особенность этого материала.

Гжельские мастера создавали из фарфора разнообразную посуду: маслёнки, чашки, молочники, кружки, а также чернильницы; всё это было украшено яркой, свободной кистевой росписью.

Много делалось на гжельском промысле скульптуры. Она изображала жанровые сцены: крестьянин, плетущий лапоть; женщина, наливающая воду из кувшина. Среди гжельской скульптуры встречаются персонажи, характеризующие разные социальные сословия, аллегорические фигурки, даже портретные изображения.

От продукции других фарфоровых заводов России гжельские изделия отличались яркостью, свободной кистевой росписью, непосредственностью и наивностью образов, что соответствовало народному творчеству. Если народные мастера Гжели заимствовали те или иные мотивы у крупных фарфоровых заводов Гарднера или Попова, то они переосмысливали виденное на свой лад.

Во второй половине века в росписи гжельских мастеров излюбленным был кобальт. Стало типичным сочетание белого фона с синей подглазурной росписью.

Гжельские мастера и профессиональные художники, работающие в этой области, изучают и творчески используют ценные традиции искусства гжельского народного промысла. Свободная кистевая роспись, пластичность и затейливость форм изделий, обилие скульптуры, хорошо сочетающейся с формой вещи, - всё это вдохновляет современных мастеров и находит отражение в их работах.

В современном гжельском фарфоре можно выделить три основных типа росписи: подглазурная синяя на белом фоне наиболее излюбленна; позолота на интенсивно синем кобальте; многоцветная надглазурная роспись на белом фоне, в которой находят отражение черты гжельской майолики века.

Подглазурная синяя роспись особенно многообразна и живописна. Крупные, сочные пятна цветов, бутонов сочетаются с тонкими, плавно изогнутыми стеблями.

Надглазурная роспись золотом по кобальту графична по своему строю, она образует тонкий линейный, контурный узор на тёмно-синем фоне кобальта. Но иногда эта роспись обогащается сочными мазками, крупными пятнами золота.

Многоцветная роспись на белом фоне сочетает как живописные мазки, так и тонкие, графические линии.

Орнамент, украшающий гжельские изделия, растительный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, колосья переработаны в декоративном плане. Ритмично размещая изображения на поверхности предмета, мастера добиваются органической связи росписи с формой вещи.

Решая композицию росписи, мастера учитывают, естественно, и назначение предмета.

                               

Роспись располагается с учётом округлых форм вещи. Довольно типична трёх или пятичастная композиция, рассчитанная на то, чтобы при повороте вещи человек видел повторяющиеся фрагменты росписи. Если же предмет уплощён, то обычно применяется двусторонняя роспись.

Ручная роспись характеризуется свежестью, непосредственностью рисунка, свободно и легко располагающегося на поверхности вещи. Живость мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно выработали свой творческий почерк. Повторяя, казалось бы, одни и те же виды росписи, при тиражировании изделий они вносят каждый раз что-то новое, ибо ручной творческий труд не может быть уподоблен машине. В этом бесконечном богатстве вариаций заключается одна из привлекательных сторон ручной росписи гжельских мастеров.

Продолжает создаваться на промысле и скульптура. Это самостоятельные скульптурные композиции и композиции, предназначенные для украшения посуды.

                           

В скульптуре часто изображаются излюбленные народные сюжеты - гулянья, чаепитие, катание на санях; используются сюжеты русских народных сказок; находят воплощение образы животных. Нередко целые скульптурные группы помещаются на тулове квасников, ручках сосудов. Иногда сосуду придается скульптурный образ того или иного животного - жирафа, барана, козла. При этом сосуд сохраняет свои утилитарные свойства; изображение животного решается условно в связи с назначением вещи.

Работая над скульптурой, мастера учитывают особенности материала, решают форму обобщённо, подчёркивая плавными контурами, мягкими переходами форм пластичность глины.

  Как создаются гжельские изделия

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

  Гжельские изделия

Так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.

Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
У каждого художника,
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.

Её трава шелковая,
Её цветы весенние -
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
Из этих чашек с розами,
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.

Гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности.

Кроме посуды делают в Гжели игрушки в виде птиц и зверей, а также декоративные статуэтки на темы русского быта. Они отличаются разнообразием сюжетов и образов. На выставках демонстрируются фигурки модниц и франтов, крестьян и торговцев.

Со словом гжель ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, благодаря богатой фантазии и гармоничности, высокого профессионализма их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

НАВЕРХ

 
Hosted by uCoz